Заявка на обучение: семинар, тренинг, курс - кнопка

10.12.2013 ::: Новый закупочный сезон не за горами - госзакупки в Архангельске

В современных нестабильных условиях государство является надежным и платежеспособным покупателем товаров, работ, услуг. На законодательном уровне сделано многое для  обеспечения возможности участия широкого круга поставщиков и защиты их интересов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

С 1 января 2014 года меняются «правила игры» на ранке закупок для государственных и муниципальных нужд. Вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как действовать участникам закупок, на что необходимо обратить особое внимание?  Концептуально выделим четыре группы таких изменений.

Во-первых, к участникам закупки установлен расширенный перечень требований по сравнению с действующим законодательством, не только с точки зрения набора этих требований, но и используемых закупочных процедур. Если сейчас установленные действующим  законодательством требования к участникам распространяются только в отношении торгов, то начиная с 1 января 2014 года требования едины вне зависимости от способа закупки.

К расширенным обязательным требованиям (вне зависимости от желания заказчика), например, будет относиться требование об отсутствии реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации не только о самом участнике закупки, но и информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки. Если ранее участник, включенный в реестр недобросовестных поставщиков, чтобы уйти от запретов дальнейшего участия в закупочных процедурах,  регистрировался по новой «вывеской», то в 2014 году эта манипуляция для участника закупки будет бесполезной, так как в реестре будет содержаться информация, например, об учредителе(ях).

Или, еще одно обязательное требование - отсутствие у физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики,  а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

С одной стороны видно, что по отношению к участникам законодатель «закрутил гайки», но с другой стороны заказчик, как и прежде безоружен перед участником: он  (заказчик) не вправе истребовать у участника документального подтверждения о соответствии таким требованиям, участник обязан только декларативно подтвердить свое соответствие.  Формально на всех этапах закупочной процедуры участники надлежащие, а фактически добросовестности намерений участника заказчик, как и прежде, узнает только в момент исполнения контракта, а точнее его ненадлежащего исполнения. 

Во-вторых, добавлены новые закупочные процедуры, например, конкурс с ограниченным участие, двухэтапный конкурс, запрос предложений. И как следствие участники должны будут осваивать новые требования и к составу заявки, и порядку участия в этих процедурах, новых правах и обязанностях.

Например, в конкурсе с ограниченным участием победитель определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. Таким образом,  участник сначала должен подтвердить свое соответствие квалификационным требованиям, а только затем будет оцениваться коммерческая составляющая его заявки.

В отношении «новых прав» нормы также претерпели изменения. Например, при проведении запроса котировок заказчик имеет право внести изменения в извещение о проведении запроса котировок или вообще отменить ранее объявленную процедуру, следовательно, аналогичные права в запросе котировок появляются и у участника: право на внесение изменений в ранее поданную заявку, либо отзыв ранее поданной заявки. В то же время, при проведении запроса предложений ни заказчик, ни участник не имеют право   совершать подобные действия, направленные на изменение ранее принятого решения.

В-третьих, изменены требования к составу и содержанию заявки на участие в закупочной процедуре. Например, теперь при подаче заявки на участие в электронном аукционе (во второй ее части) участник обязательно должен представить декларацию о соответствии установленным требованиям, или копии документов, подтверждающих право на получение установленных в документации преимуществ, аналогичное требование касается и заявки на участие в запросе котировок.

Еще одно существенное изменение касается порядка подачи заявок, например, в запросе котировок, запросе предложений, а также в конкурсе – только в запечатанных конвертах, не позволяющих просматривать содержание заявки до момента вскрытия конвертов. У заказчиков в связи с этим появляется дополнительная обязанность, не только вести публичную процедуру вскрытия конвертов с заявками, и протоколировать соответствующие действия, но и осуществлять аудиозапись такой процедуры.

В-четвертых, значительно усиленные финансовые инструменты, в качестве обеспечительных мер. Начиная с 1 января 2014 года, заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контрактов, заключаемых по итогам любой закупочной процедуры, ранее это требование распространялось только в отношении конкурса и аукциона. Размер обеспечения устанавливается заказчиком в размере не менее 55 и не более 30%  начальной цены контракта. При этом участник самостоятельно выбирает способ обеспечения: внесение денежных средств или банковская гарантия.

Особого внимания заслуживает банковская гарантия – теперь она может выдаваться не любым банком, а только банком, который включен в «специальный» перечень. Вместе с тем установлены требования и к содержательной части банковской гарантии, а в случае если банковская гарантия, представленная участником в качестве обеспечения, не будет соответствовать установленным требованиям заказчик отказывает участнику в принятии банковской гарантии и фактически участник будет признаваться уклонившимся от заключения контракта.  

Дополнительные документальные обременения участника, связанные, например, с  необходимость представлять заказчику информацию о своих выгодоприобретателях или соисполнителях, субподрядчиках при заключении контракта в установленных случаях. За непредставление такой информации с участника взыскивается пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день непредставления информации.

Так же дополнительные повышенные финансовые обязательства или документальное подтверждение факта своей добросовестности предусмотрено в случаях, если участник в ходе торгов снизил предложение более чем на 25% от начальной максимальной цены контракта.